Мастер-Класс - Заключение

Когда мы проводили био-химический анализ во время исполнения этих упражнений, то видели, что они происходят в креатинфосфатной зоне, то есть вырабатывают у спортсмена скоростно-силовой механизм и значительно помогают в работе в спринте. Особенно я бы рекомендовала упражнения спортсменам, бегающим на выносливость, когда они недостаточно могут применять скоростные тренировки с огромными объемами беговых работ: такие барьерные разминки помогут значительно изменить скорость бега.

Часто можно услышать, как тренеры после окончания тренировки говорят: «Ну, пойди теперь походи барьерчики!». Я бы их рекомендовала походить перед тренировкой. Это — лучший разминочный фактор, тонизирующий. Если вы всегда делаете беговые упражнения перед бегом, то нет ничего лучшего взять барьер, поскольку барьеры заставляют спортсмена и колено поднять правильно, и оттолкнуться, и приземлиться правильно. С их помощью легче контролировать исполнение любого упражнения.

Честно говоря, я беговые упражнения применяю лишь для расслабления, в промежутках между исполнениями барьерных упражнений. Если мы ограничены во времени, и нет барьеров, то перед стартом проводим безбарьерную тренировку, хотя, отмечу, у спортсмена совершенно другое состояние, чем когда проводим ее на барьерах. Даже у спортсменов, бегающих 800 и 1500 м, с которыми я работала, всегда была разминка с участием барьеров, пусть и небольшим.

По мере того, как спортсмен осваивает барьерные упражнения, мы их усложняем — поднимаем высоту, изменяем расстояния между барьерами, вес на стопе. Вес применяем только на голеностопной части тела. Я не рекомендовала бы надевать жилеты, особенно на детей. Ведь идет нагрузка на позвоночник, а и так достаточно ударной силы, нагрузка на позвоночник при исполнении с подскоками и всех остальных. Я категорически не рекомендую прыгать на двух ногах, особенно детям, у которых еще слабые колени и стопы, и нет еще никакой амортизационной силы. Вся нагрузка у них выпадает нa спину. После нескольких лет исполнения этих упражнений детям можно позволить прыжки на двух ногах, нo все-таки я не рекомендовала бы это делать через барьеры, лучше — на каком-то мягком грунте учить их подскакивать и подтягивать колени вверх, до того, как окончательно окрепнет позвоночный столб.

Мы почти не применяем прыжков с ноги на ногу, так как очень много используем барьерных упражнений. Считаю, что это и так достаточная нагрузка. Вообще, я работаю с детьми в возрасте от 11 до 14 лет, а это время их активного роста, когда они страдают болями в коленях, пятках. В таких ситуациях, пожалуйста, не прекращайте тренировки, но дайте им такие упражнения, во время исполнения которых эти ощущения минимально болезненны. В данном случае ходьба с барьерами, не подскоки, очень полезна. В этот период спортсмены укрепляют свои мышцы, но не возникает таких болезненных ощущений в коленях и пятках, когда они не могут даже бегать. Поэтому не надо давать им бегать. У меня большой опыт работы с детьми в такое время, когда рост происходит очень болезненно, и ничего лучше ходьбы с барьерами в этот период придумать нельзя. Как только это время пройдет, у спортсмена уже будут готовы все части тела, и он может перейти к упражнениям с подскоками и к бeгy.

Вот, пожалуй, и все. Хотелось бы, чтобы тренеры создали таблицу упражнений и как-то их распределяли, контролировали, чтобы сначала шли самые элементарные упражнения. Если спортсмены только начали тренироваться, то на первых этапах их надо исполнять в самых маленьких количествах. Упражнения «через-под», например, высокорослым спортсменам дается трудно — им сложно пролезать под низкими барьерами. Можно сделать барьер, через который переступают, — пониже, а под которым подлазят — выше. Таким образом, на начальном этапе можно облегчить пролезание под барьером. Кроме этого, мы применяем массу других упражнений с одним барьером, когда можно одной рукой фиксируя (держась), другую ногу (толчковую) переносить через барьер с работой рук. Это в том случае, когда спортсмен или не может ходить, или есть какая-то травма (когда одна нога болит, можно только ее переносить через барьер, а на другой стоять). Мы никогда не теряем времени, когда у спортсмена что-то болит, он травмирован. У меня был случай, когда спортсмен наступил на гвоздь и не мог ходить. Этой ногой он мог делать только переносы через барьер. И пока спортсмен не мог тренироваться, мы практически ничего не потеряли.

Кроме отягощений на стопы, делаем много барьерных упражнений с резиной. Рекомендую эти упражнения делать в более поздний период, когда спортсменом уже освоена техника перехода через барьер, потому что любое отягощение вызывает как бы ломку техники. Надо быть очень внимательным. Резина — инструмент жесткий, там есть фактор напряжения и уступания, т. е. сопротивление резине. Некоторые дети не выдерживают, резина тянет и нарушает схему исполнения. Поэтому научите сначала делать это правильно. Если спортсмен сделает 10—15 тысяч упражнений, тогда можно и усложнять их отягощениями.

Мы подсчитали, что у нас спортсмены за год набирают до 30 тысяч барьеров. Это касается мастеров спорта, кандидатов в мастера. Остальные дети в неделю могут делать до 1000 упражнений на барьерах. У нас есть дети 12 лет и младше, они с огромным удовольствием исполняют все упражнения на самых маленьких высотах, очень быстро двигаются но мере освоения и хотят повыше поднять барьерчик, пошире расставит их. Но категорически предупреждаю, не торопитесь с бегом с барьерами. Если спортсмен исполняет неправильно, то есть фактор очень жесткого приземления за барьер и удара в спину, поэтому если мы хотим, чтобы дети побегали с барьерами, он не должен быть выше 30 см (чтобы спортсмен не ощущал прыжка, а учился просто его перебегать). Барьерный бег — очень интересный вид, и дети очень любят им заниматься, бегать эстафеты, наперегонки. Если вы проводите эстафеты, старайтесь применять такое упражнение, в котором они достигли наилучшего исполнения, чтобы, несмотря на то, что они торопятся, не менялось качество исполнения.

(Страница 12 из 12)